В стародавние времена доспехи оберегали людей в боях и придавали уверенность ее носителю. Прошли сотни лет, но потребность в них осталась. Только сегодня они выглядят по-другому и имеют совершенно иной функционал. У современной одежды очень много смыслов и восприятий. Она отражает внутреннее состояние, придает уверенность, спасает от непогоды или отдаляет человека от себя, делая его все более несчастным.
"Доспехи 21-ого века" могут выполнять как утилитарную функцию, так и ментальную. Феномен защиты рознится от случая к случаю и зависит от личности. Технологичная аутдор одежда спасает от непогоды, помогает покорять вершины и путешествовать в комфорте. В наши дни некоторые подобные вещи перешли в городской обиход. В такой среде они в некоторых случаях приобрели иной характер. Например, технологичные куртки Arc'teryx стали не только функциональным решением на каждый день, но и одним из символов граффити и шоплифтинга. Этот "доспех", который защищает от капризов погоды и создает альтернативную оболочку для людей, вовлеченных в уличное рисование. Лого на куртке с одной стороны говорит, что они часть общества потребления, с другой — их защищает "броня" контекста и причастности к определенной группе.
Photos by Lloyd Wellington
"Некоторые социальные группы-изгои желают быть частью мейнстрима, в то время как другие — нет, — пишет Крейг О'Хара в своей книге "Философия панка" — Тем не менее, "все подобные социальные группы сталкиваются с определенной степенью изоляции со стороны общества; они находятся внутри общества, одновременно не являясь ее частью. В результате они имеют тенденцию к созданию собственных более или менее обособленных субкультур". Подобные субкультуры имеют в своих рядах людей, которые в гораздо меньшей степени отчуждены от самих себя и зачастую пытаются себя реализовать". Прикрываясь определенным "доспехом" человек может отдалиться от конформистского влияния общества. Однако, чтобы это имело более целостный смысл, необходимо учитывать его намерения и ход мыслей.
Внутреннее состояние человека и мироощущение выходят наружу — даже, если он пытается скрыть это. Оценка по внешнему виду может быть поверхностна. Но обмундирование, которым защищается человек зачастую что-то о нем говорит. "Парадокс человеческого существования заключается в том, что человек должен одновременно искать близости и независимости, общность с другими и сохранения своей уникальности и особенности", — упоминал в своей книге "Человек для себя" немецкий философ, социальный психолог и психоаналитик Эрих Фромм. Прислушиваться к себе Фромм называет "искусством". Это особенно актуально в наши дни — очень сложно оставаться наедине с собой.

Человек слушает всех подряд, но не себя. "У нас развилась боязнь одиночества; мы предпочитаем самую непритязательную и даже неприятную компанию, самые бессмысленные занятия тому, чтобы быть наедине с собой; похоже, что опасаемся перспективы оказаться с собой лицом к лицу", — пишет Фромм. Поэтому многие, например, предпочтут укрыться "щитом" в виде раскрученного релиза кроссовок или футболкой с принтом OFF-WHITE, выложив это в Instagram.
Автор картин: Эгон Шиле.
Ёдзи Ямамото
Еще в школе, когда ребенку родители не могут купить что-то, а у большинства его одноклассников это есть, чаще всего он будет ощущать некоторую неуверенность. Сегодня это вдвойне подпитывается соцсетями, в которых люди выкладывают свои фотографии в востребованных "доспехах", прикрывающих их от самих себя. Такое поведение вряд ли имеет что-то общее с самодостаточностью. В том числе множество сегодняшних хип-хоп исполнителей в своем репертуаре имеют песни, в которых они только и делают, что пытаются рассказать, сколько у них накоплено "дизайнерских вещей", а у других такого нет. В нашей культуре воспевается пропаганда конкуренции, а не развитие характера. В действительности крутые люди никогда не скажут, что они крутые. Честность с самим собой и самостоятельность — это тот доспех, который помогает быть собой и самовыражаться.

"Это мое личное восприятие действительности, — рассказывает знаменитый японский дизайнер Ёдзи Ямамото в интервью для Business of Fashion ( в его собственном стиле и коллекциях преобладает черный цвет и приглушенные оттенки). — В городе столько разновидностей моды, много декораций и цветов — все это выглядело очень уродливо. Я почувствовал, что, по крайней мере, я сам не буду раздражать глаза людей, используя ужасные расцветки. Поэтому я придерживаюсь монотонности". Это и есть "черные доспехи" Ямамото, которые он выставляет на перекор внешнему цветовому потоку и неразборчивости. Такой подход не отдаляют его от самого себя, а наоборот отражает внутреннее состояние. "Я ношу черное снаружи, потому что черный я чувствую внутри", — поется в композиции "Unloveable" британской группы The Smiths.
Английский дизайнер Крейг Грин (Craig Green) в своих коллекциях исследует феномен защиты. В некоторых работах можно увидеть что-то напоминающее обмундирование средневековых воинов. К этому Крейг может добавить утилитарность рабочей одежды (которая тоже предназначена оберегать ее обладателя) и понятие защиты, которое предохраняет человека от неизведанного. "Я всегда использовал аспект защиты, — подтверждает Грин в интервью для Business of Fashion. — Это могут быть вещи, основанные на функциональной защите, но также это может быть нечто, что оберегает человека за счет веры. Например, это могут талисманы. Ты сильно веришь в объекты, которые якобы могут спасти тебя от чего-то. Мне нравится эта слепая вера. Порой человек придает вещам брендов больше значения, чем они в действительности имеют". Крейг Грин также не раз упоминал об униформе — она делает человека частью группы и эта причастность защищает его. Однако Для Грина "защита" формирует особую эстетику, выражающую его мысли и чувства. В реальной жизни слепое желание причастности может ограждать человека от собственного "Я".


В нашей культуре все хотят быть кем-то, но не собой. Поэтому очень много людей примеряют на себя "доспехи", которые защищают их от самих себя. "Если человек не может относиться к себе с одобрением, поскольку потерпел неудачу в том, чтобы жить продуктивно, ему приходится заменять это одобрением других", — пишет Эрих Фромм в книге "Человек для себя". Теперь представьте, что Фромм имеет в виду Instagram. "Одобрение" приобретает еще более радикальный характер. Нет ничего плохого в большом количестве лайков. Просто зачастую человек смотрит, что популярно по этой метрической системе и выбирает себе, что получит массовое одобрение, закрывая свое "Я" броней из "всеобщего признания". На этот счет Фромм пишет: "Мы стадо, верящее в то, что дорога, по которой мы идем должна довести до цели, потому что мы видим, как все остальные идут этой дорогой. Мы идем в темноте и храбримся, потому что слышим как все другие, подобно нам, насвистывают".
Made on
Tilda