Berq Studio
ИНТЕРВЬЮ
Мело Софоян
В сегодняшнем переизбытке информации и постоянном потоке событий можно захлебнуться. Большие города изобилуют рекламой, светящимися огнями и магазинами. В такой обстановке люди используют различные способы в поиске спокойствия. Поездки загород, медитация, путешествия. Уроженец Еревана Мело Софоян нашел спокойствие в создании одежды. Мело создал бренд Berq Studio, который стал для него отдалением от повсеместного "бардака". Желаемое спокойствие Мело отражается через одежду, которая имеет минималистичный дизайн. "Berq" — в переводе с армянского "урожай". Мело счел, что на латинице это смотрится привлекательно. Однако в его коллекции есть и армянский эквивалент названия. Berq стал проявлением простоты и уравновешенности, которых порой не хватало Мело в повседневной жизни. За лаконичным обличием Berq стоит последовательность и вовлеченность. Недавно Мело приезжал в Москву — мы с ним встретились и поговорили о его стремлении к спокойствию, сложностях производства и дальнейших планах.
Откуда появилось желание создавать одежду? Что ты выпустил первым?

Все просто: я хотел создавать одежду, которую сам бы носил. Первые вещи были футболки, поясные сумки и рюкзаки. Со временем я нашел ателье в Ереване, где мне все отшивали так как надо. Эти первые шаги меня еще больше вдохновили на дальнейший путь. Все вышло довольно просто и спокойно.

У бренда минималистичный дизайн. По лукбукам и Instagram ощущается присутствие некой простоты в хорошем смысле. С чем это связано?

Куда бы я не выходил из дома, везде есть некий бардак. Не хочу, чтобы это звучало как-то грубо. Но это мое восприятие. Везде всего очень много, перенасыщено, цвета, реклама… Когда я думал, о создании одежды, я представлял человека в определенном пространстве — например, в природе. Мне не хватало спокойствия. У себя дома мы с женой придерживаемся аналогичного подхода. У нас минимум всего и все нужное. Слишком много в мире творится — справедливость, несправедливость, пожары, много вещей, все валяется, люди приобретают одежду и не носят ее. Я сам раньше так делал. Я хотел внедрить это спокойствие в лукбуки и одежду.
Дворец молодежи в Ереване
Всегда ли ты хотел заниматься одеждой до Berq?

До того как заняться одеждой, я хотел сделать журнал, посвященный интересным людям Армении. Я даже нашел единомышленников в этом направлении. Но потом я подсчитал все расходы и понял, что это совсем не рентабельно — все журналы я бы раздавал друзьям и следующий номер выпустить было бы проблематично. Мне еще нравилась одежда и я подумал, что в этом формате мне будет полегче, нежели с печатным изданием.

Большая часть Армении с 60-х годов была застроена советской модернистской архитектурой. Влияет ли это как-то на бренд?

На меня в принципе влияет архитектурное окружение в целом, что потом отражается на бренде. Бывает гуляешь и видишь постройку, которая находится в стороне от всего. Но она эстетически привлекательна и на первый взгляд неочевидна. В этом и есть некоторое спокойствие. Я, кстати, готовлю работу, которая будет данью уважения ереванскому Дворцу молодежи. Это здание еще в народе прозвали кукурузник. Сейчас уже его не существует. На толстовках и футболках помимо самого графического дизайна я планирую упомянуть архитекторов, год создания и сленговое название.

В одной из твоих коллекций была толстовка из органического хлопка. Это как-то связано с темой экологии?

У меня всегда есть определенные опции по тканям для заказа. В один момент в списке был органический хлопок. Я решил попробовать. Но кроме меня никому больше ткань не понравилась и поставщик не стал ее больше привозить. Если привозили бы все под меня, то выходило бы очень дорого. Конечно, ты чувствуешь себя хорошо, когда ты делаешь что-то менее вредное для природы. Но пока я не могу себе это позволить. Надеюсь, в дальнейшем у меня получится заказывать более экологичные ткани. Очень важно идти к духовному спокойствию в том, чем ты занимаешься. Я всегда очень сильно радуюсь каждому покупателю. В основном я лично передаю все заказы. Я заряжаюсь от людей, от которых идут положительные эмоции. Хотелось бы в будущем к этому прибавить еще приятные ощущения от "устойчивого развития".
Что в Berq важнее — продукт или контекст?

Обе составляющие важны. Хочется, чтобы мои вещи носили долго. Как-то один мой клиент покупал черную толстовку (сейчас я черного цвета уже не выпускаю). Спустя год он мне писал как ему нравится вещь и, что он ее до сих пор носит. Приятно было узнать, что человек до сих пор с удовольствием носит толстовку. История для меня также важна. Например, я бы мог шить в другой стране, но я этого не делаю. Для меня важно производить все локально. Мне самому нравится покупать одежду, сделанную в стране, которую он представляет. В этом нет ничего страшного, если американский бренд отшивается в Японии. Просто мысль о локальности доставляет мне удовольствие. Хотя ткани я заказываю из Польши — в Армении с этим довольно сложно.

Над какой вещью было сложнее всего работать?

Куртки — самая сложная вещь, которую я выпускал. Я их не раз переделывал. Они мне обходятся дороже всего в плане производства. В этом году я буду делать куртки из вельвета. Это снова будут анораки. Мне самому подобный формат не особо нравится. Но в моем случае я хотел сделать что-то вроде куртки-рубашки, использовав более легкую ткань. Такой вариант анорака мне по душе.

Я в принципе выпускаю небольшие тиражи. Например, толстовок я делаю по 20 штук каждого цвета, курток — 12. Производства неохотно берутся за это дело. Им всегда удобнее работать с теми, кто хочет делать большие тиражи. У предприятий есть выбор потратить время на меня и принимать мою дотошность или работать с более крупным заказчиком. Но всегда есть люди, которые готовы помочь. Мне повезло найти такое место.
Ты когда-нибудь задумывался, кто твой покупатель?

Мне самому всегда интересно понимают ли люди мою идею или для них это просто покупка повседневной одежды. У меня нет категоричности в целевой аудитории Berq. Наоборот приятно, что в одежде нет никакой конкретной привязки и ее может носить каждый. Но, если бы Berq получил более широкую известность, бренд мог найти понимание у людей с похожим мышлением.

В лукбуках Berq встречаются различные модели кроссовок…

Я использую обувь, которая не смотрится ни старо, ни ново — она вне времени. Но это могут быть и современные модели, которые воспринимаются аналогично. В лукбуках я стараюсь показать, что одежду можно носить с разными типами обуви — Harmony x Asics Venture 6, Clarks Wallabee, New Balance 990… Это дополнение, которое не отвлекает от одежды.
Хотел бы ты развить свой бренд, чтобы он изобиловал множеством вещей?

Не думаю. Я бы хотел остановиться максимум на 15 вещах. Не хочется, чтобы было куча всего. Лучше сфокусироваться на чем-то определенном и делать это хорошо.

Если человек с тобой лично не знаком, какой предмет вдохновения может быть неочевидным для него в контексте Berq?

Семья — одно из основных моих вдохновений. Родные очень хорошо относятся к тому, что я занимаюсь. Это как смотреть на какую-нибудь семейную пекарню, которая уже несколько поколений передается по наследству. Всегда есть в голове мысли, чтобы, возможно, мое дело перешло детям, представляю маленький магазинчик, который они сами открывают каждое утро. Кстати, мне всегда помогает моя жена — Гая. Она часто подкидывает идеи, о которых я бы сам никогда не задумывался. Детская коллекция — это ее идея, все рисунки делала она.

Каково это работать с родным человеком?

Порой бывают сложности, но они сами по себе проходят. Ты о них даже не вспоминаешь потом. Бывают творческие разногласия. Но мы всегда прислушиваемся друг к другу.

Что в ближайшее время стоит ждать от Berq?

Скоро выйдет новая коллекция, появится еще одна коллаборация с "Библиотекой Мирзояна" и совместная работа с местными художниками. Также в этом году я открыл шоурум в своем же доме в Ереване. Очень хотелось бы в будущем обзавестись полноценным магазином
Made on
Tilda