«Богему» порой нелегко выявить, учитывая ее разноплановость. Как вы определяете ориентиры в своей работе?Изначально меня заинтересовало, как одеваются люди творческих профессий – тема неожиданно оказалась актуальной: об этом как раз недавно вышла книжка Чарли Портера «Что носят художники». Затем в поле моего зрения попали интеллектуалы: захотелось объяснить, почему они всегда любят черные прикиды. Наконец, я уделяю внимание нарядам писательниц и их героинь: Жорж Санд, Вирджиния Вулф, Эдит Уортон… Недавно мы с Людмилой Алябьевой записали серию бесед на эту тему в подкасте
«Жертвы Моды». Но особенно мне интересны женщины, которым удалось создать свой визуальный дискурс. Это не условные «музы» или вдохновительницы, остающиеся за кулисами истории, а скорее, наоборот — те, кто ценой невероятных усилий оказался на переднем плане и оставил свой след в визуальной культуре. Например, графиня Вирджиния ди Кастильоне. Ее снимки отличались необычайной смелостью для своего времени. Она считается пионером в области постановочной фотографии. Сейчас доступен ее огромный архив в музее Метрополитен.
Важно отметить, что эти женщины вовсе не всегда являлись трендсеттерами, но тем не менее они влияли на повседневную моду. И здесь можно попутно посмотреть на эволюцию вещей, которые в свое время воспринимались неоднозначно, а сегодня считаются нормой. Например, женские брюки, одежда оверсайз, маленькое черное платье…
Есть ли сегодня интересующие вас представительницы артистического мира, которые одеваются в богемном стиле? Творческие женщины, как правило, одеваются в индивидуально-креативной манере. На лекциях я иногда привожу в пример петербургскую художницу Наталью Пивко, демонстрирующую концептуальные луки в черных тонах. Или, скажем, талантливая флейтистка Татьяна Ларина, которая практикует веселый богемный стиль для дружеских посиделок, а для своих концертов сочиняет изысканные театрализованные наряды, в духе исполняемых произведений.