Из Эдмонтона в Лондон. Интервью с фотографом Яном-Майклом Стасюком.
Ян-Майкл Стасюк
Мы познакомились с фотографом Яном-Майклом Стасюком в одной из наших поездок в Лондон. Ян родился в Канаде и переехал в Англию, чтобы развиваться в своем любимом деле. Он активно сотрудничает со множеством примечательных фэшн-изданий и снимает для всевозможных проектов. Мы пообщались с Яном-Майклом о его становлении в качестве фотографа, узнали почему он переехал в Лондон и с чего стоит начать переезд в дорогую английскую столицу.
Почему ты решил переехать из Канады в Лондон?

Я покинул Эдмонтон в 2014 году. Всегда хотел переехать из Канады в какой-нибудь большой город. Это было необходимо для моего стиля работы - особенно для прогресса. В то время я снимал для Haven уже где-то два года. Это круто, когда твои работы публикуют такие ресурсы, как Hypebeast и Highsnobiety, но надо было двигаться дальше.
Расскажи с какими проблемами ты столкнулся в Лондоне, когда переехал.

Я могу об этом бесконечно рассказывать! (смеется) В основном все было связано с карьерой. Мне предлагали должности, к которым я еще не был готов. Например, ассистирование на технически сложных съемках - я не очень понимал как организовывать работу с печатными изданиями и модельными агентствами, у меня не было команды и четкого понимания в этом плане. Весь этот процесс был для меня довольно пугающим, и это немного выбило меня из рабочей колеи. Но постепенно к этому всему привыкаешь и набираешься опыта.
Ты помнишь свою первую серьезную работу в качестве фотографа?

Сложно определить, какую из работ считать "серьезной". Съемка для модельного агентства в Эдмонтоне - первый раз, когда мне заплатили за фото. Я получил эту работу благодаря моему другу Арону Педесрену примерно в 2005-ом. Я ассистировал Арону при каждой возможности, и в один день он меня попросил сделать пробную съемку моделей. Тогда для меня это был большой прорыв. Сейчас это кажется забавным. У меня не было ни малейшего представления, что я делал. Я просто установил камеру на авто режим и надеялся, что правильно поставил свет. Помню, как агент и визажист закатывали глаза каждый раз, когда я не смотрел в камеру.
На каких фотографов ты ориентировался, когда начинал? Этот список отличается от сегодняшнего?

Терри Ричардсон, Райна Мак-Гинли, Патрик О'Делл и Мэт Ирвин. Даже не верится, что раньше можно было просто написать им по электронной почте или отправить сообщение на MySpace - они все отвечали, общались без проблем. Это было очень вдохновенно для молодого канадского фотографа. Я всегда буду фанатом Хельмута Ньютона и Гайя Бурдена, но сейчас мои предпочтения стали еще шире. Сегодня я также стабильно слежу за работами Юргена Теллера, Эда Темплтона, Нобуёси Араки, Алека Сота, Венеции Скотт и Кеннета Капелло.
Согласен ли ты с тем, что фотография - хороший способ, чтобы оказать благоприятное влияние на общество?

Абсолютно согласен! В особенности это касается фэшн фотографии. Пропаганда разнообразия и новых стандартов красоты сейчас все больше набирает обороты. Сейчас даже можно увидеть, что крупные бренды ищут на улицах новые типы моделей и в своих кампаниях упоминают об уникальности каждого. Мотивация их действий сомнительна, но в любом случае замечательно наблюдать такие перемены.

Представь, что тебе не надо думать о заработке и ты можешь делать все, что хочешь. Какого рода фото ты бы снимал?

На данном жизненном этапе я бы продолжил работу в том же направлении. То, что я хочу получать от фотографии, купить нельзя. В мою работу вовлечено множество людей, отношения с которыми строятся на доверии, взаимопомощи или они причастны к процессу на профессиональном уровне. Это все происходит во время кропотливой работы и, к счастью (или несчастью), деньги вряд ли заставят режиссера или редактора обратить на тебя внимание. Мне повезло, что я сейчас работаю с определенными брендами и изданиями. Также я снимаю портреты лондонских рэп/грайм исполнителей, помогая своему другу Натану Миллеру в работе над документальным материалом для LDN. Мне очень хочется быстрее все завершить - после презентации пройдет фотовыставка. Но предстоит еще много работы. Помимо этого я бы хотел больше снимать эдиториалов и для общих с друзьями проектов. Надеюсь, я приду к этому в любом случае.
Ты все еще используешь пленочный фотоаппарат. Почему думаешь он все еще актуален?

В основном пленку я использую для себя, но я ранее снимал и коммерческие заказы на нее. Я планирую вернуться к среднему формату в этом году и использовать цифру для любой съемки вне моды и портретов. Цена играет важную роль в этом случае. Например, купить Сanon 5DS R или недорогой средний формат. Очень удобно хранить фото на картах. Но на пленку снимать приятнее. Мне не нужна скорость диджитал предложений и с эстетической точки зрения пленка мне больше нравится. Также привлекает идея замедления и осмысления процесса съемки. Ты больше сочиняешь, думаешь, прежде, чем приступить. Такого рода привычки - положительный побочный эффект съемочного процесса на пленку.
У тебя хорошее портфолио по съемке людей. С кем сложнее всего работать?

С музыкантами чаще всего довольно сложно из-за их плотного графика. Ты можешь несколько раз переназначать время и, когда это удалось сделать, у тебя есть 15 минут на съемку. Всегда надо быть наготове. Однажды я ждал одного не очень известного рэппера в общий сложности два дня, сидя в лобби отеля Ace в Шордитче вдвоем с ассистентом. У меня тогда был сильный грипп. Это был один из самых неприятных моментов моей карьеры фотографа. Очевидно, музыканты очень занятые и это замечательно, когда наконец удается их снять. Но когда тебе говорят, что "я буду через 15 минут", а сами появляются через пару часов - ситуация не из приятных.
Ты вегетарианец/веган? Ты когда-нибудь думал о распространении темы вегетарианства при помощи фотографии?

Я вегетарианец уже почти 14 лет. Не знаю буду ли я этим заниматься сам. Но если ко мне обратится правильный бренд или организация, мне точно будет интересно!

Какой твой самый любимый период в истории фотографии? Ты знаешь каких-нибудь русских фотографов?


Конец 90-х - начало 2000-х, фэшн фото типа антигламур/снапшот - это то, что дольше всего остается со мной. Как я уже упоминал, мне очень нравится Терри Ричардсон, его работы всегда казались энергичными и забавными. Он появился в моей жизни в нужное время, когда я начал заниматься фотографией. В те времена фотооборудование не стоило так дорого и было легко в использовании. Все как будто бы постоянно тусовались или проводили лучшее время в жизни, и никто не казался недосягаемым. Примерно в это же время многие скейтеры стали покупать Leica и снимать интересные работы.

Борис Михайлов не совсем русский фотограф - он украинец. Мне недавно подарили его книгу "Diary" , я был приятно впечатлен! Надеюсь, считается за ответ. (смеется)
Можешь дать парочку советов тем, кто собирается переехать в Лондон и работать фотографом?


Примерно за 6 месяцев до переезда в Лондон я писал письма всем на Linked-in, кто мне казался подходящим. Большинство предлагали работу в качестве ассистента студии. Однако мне очень повезло и я получил интересную работу через своих знакомых, отказавшись от должности ассистента. Никогда не знаешь что лучше пойдет.

Если переезжать в Лондон уже с портфолио, то лучше всего пробовать наработать контакты со стилистами и модельными агентствами за несколько месяцев. Потом стоит все время встречаться вживую с людьми при любой возможности - особенно, если человек, которого ищете, популярен в социальных сетях. Ему и так все время поступают предложения в его аккаунты от всевозможных фотографов. Не ждите вознаграждения первое время (впрочем, я с этим не согласен), привыкайте к отмене съемок, не стоит из-за этого расстраиваться. Самое важное: надо быть открытым и общительными с различными типами людей, тут каждый пытается что-то делать, и ты не можешь знать, с кем и когда появится шанс совместно поработать.

Instagram Яна-Майкла
Бонус: пара последних работ Яна-Майкла.
London Girls
Niesh
Made on
Tilda