ИНТЕРВЬЮ


Дмитрий Оскес
В России не так много всего происходит в уличной культуре сегодня. Многие проекты носят скоротечный и поверхностный характер. Но всегда находятся те, кто смотрит чуть дальше и более усерден, чем другие. Эти люди вносят перемены, которые отражаются на всей культуре в целом. Проект "СИНТЕЗ И ИНТЕГРАЦИЯ" именно про таких личностей. Выставка проходит раз в два года. На одной платформе участвуют представители различных субкультурных направлений. "СИНТЕЗ И ИНТЕГРАЦИЯ" отражает дух времени и актуальную ситуацию индустрии. Мы пообщались с основателем проекта, одним из создателей FACES&LACES, пионером уличной культуры в России Дмитрием Оскесом.
В какой момент ты понял, что необходима альтернативная Faces&Laces платформа?

Такая платформа всегда была необходима. FACES&LACES - в большей степени точка зрения участников. Я также не единственный куратор выставки. Это немного кривое, но все же, зеркало отечественной индустрии. Я вышел из художественной среды. Как художник, я перестал реализовываться очень давно. Мои кураторские проекты заняли большую часть времени. Я хотел еще что-то делать как творческая единица. В какой-то момент я понял, что на FACES&LACES я реализовывать свою художественную точку зрения в полном объеме не могу. Я стал искать альтернативные платформы. У меня уже был опыт работы с художниками, начиная с начала 2000-х. Я понял, что хочу к этому в полной мере вернуться и делать это более интересно и профессионально.

Я встречал многих пионеров культуры в разных странах. Я постепенно начинал понимать, что не хватает в мире и в Москве. Так пошли первые проекты. Одним из начальных был с Goldie. Он приезжал в Москву много раз. Но никто не смотрел на его альтернативную историю. Мало, кто знает, что в 80-ые он был граффити райтером. Это было запечатлено одним английским фотографом. Его выставка прошла в Лондоне незаметно. Я решил: почему бы не привести ее в Москву? После прошло еще несколько подобных выставок с другими участниками.

Меня очень вдохновляют такие люди как Goldie - он талантливый музыкант, очень хороший продюсер, управляет своим собственным лейблом и при этом он еще художник. Я пришел к том, что на одной платформе хочу объединить абсолютно разных людей с мультидисциплинарным опытом. Так появилась "СИНТЕЗ И ИНТЕГРАЦИЯ" - пересекающиеся, порой совершенно чуждые друг другу направления.
Был ли зарубежный ориентир?

Аналогов в мире нет. Везде очень сильное распределение по категориям. Я хотел показывать людей, которые стоят у истоков уличной культуры. Проект - это моя субъективная точка зрения. Я хотел, чтобы об определенных исторических фактах узнали больше. Есть различные персоны, которых в мире уважают и знают. У нас в стране все довольно скоротечно. Но также необходимо не забывать о мировых явлениях в области уличной культуры и моды. Есть пласт, где уличная мода, искусство и культура в целом пересекаются - я хотел показать эту точку в одном проекте.
Как изменилась публика, начиная с первой выставки? Много ли новых молодых талантов? Порой кажется, что это одни и те же люди, только в разных проектах?

Абсолютно поддерживаю эту точку зрения! Для меня это печальный момент. Я стараюсь быть активным в определенном художественном поле. За 17 лет в нем практически не появилось новых активных имен. Это один из примеров проблемы. "СИНТЕЗ И ИНТЕГРАЦИЯ" проходит раз в два года неспроста. За один год контент собрать очень тяжело - его практически нет. Для того, чтобы собрать сильный и глубокий лайнап одного года очень мало. Если говорить об аудитории, то есть молодые ребята, готовые вникать вглубь любого вопроса, но их очень мало.


С чем это связано? Индустрия растет, но, возможно, из-за сильного потока информации люди не успевают переваривать все более основательно?

Это в целом актуальная проблема людей. Сейчас мало кто готов вникать в суть вопроса. Люди привыкли очень быстро считывать информацию - например, короткое видео, или картинка. Но это не основательный текст, не анализ заумный и не глубокая концепция экспозиции. Я надеюсь на лучшее! Всегда найдется хоть 1%, который это оценит, впитает и впоследствии создаст что-то свое. Несмотря на низкое качество подачи информации, всегда есть много заинтересованных молодых ребят.

Многие придут на "СИНТЕЗ И ИНТЕГРАЦЮ" потому, что их позовут друзья, или они захотят ""поставить галочку". Но я уверен, что будут люди со стороны, которые оценят контент.
Что является основным критерием для отбора участников?

Активность в своем профессиональном поле. Необходимо, чтобы человек искренне относился к своему делу, осуществлял вклад в культуру. Очень важно, чтобы он в течении долгого времени не изменял своей идеологии. Это очень субъективная точка зрения. Всех участников объединяет честность и приверженность к своему делу. В проекте участвуют люди, которые вряд ли когда-либо еще пересекутся на одной платформе. Если бы я делал такой проект в США или Европе, я бы в жизни не собрал тако лайн-ап.

Есть определенные ограничения. Тут у нас скейтбординг, панк, хип-хоп, граффити, всевозможное уличное искусство, D.I.Y. культура и т.д. Но мы все находимся в одном "селе". За счет проекта мы показываем это пересечение и аудитория может осмыслить происходящее. Интернет очень ликвидный - он очень быстро видоизменяется. Ты уже не найдешь в интернете информацию десятилетней давности. "СИНТЕЗ И ИНТЕГРАЦИЯ" дает молодым ребятам информацию о прошлом, запечатляя текущий субкультурный момент.
С чего начинается подготовка к выставке? Что никогда не меняется?

Подготовка идет круглогодично. Идет общение с участниками. Не у всех легкий характер и разный опыт. Также у меня нелегкий характер и свой взгляд на культуру, с которым многие не согласны. Все это вместе превращается в сложный процесс. Есть другие нюансы - например, какой-то известный человек не соглашается участвовать, если у галереи нет определенного статуса. Это главная проблема, которая, как правило, касается зарубежных представителей. Им нужно прояснить всю ситуацию - на это уходит много времени. Я в Москве не хочу работать ни с одной галерей - я в оппозицию всей местной галерейной институции. Никто из них не посмотрит в сторону того, что я сейчас делаю. Я не хочу тратить время на объяснения с кураторами этих галерей. Мне легче самому все сделать в формате поп-ап. Я стараюсь искать места с правильным культурным бэкграундом. В Москве с этим сложно. Техническая реализация проекта в среднем - два месяца.

Что тебя больше всего привлекает в работе над выставкой?

Самообразование! Порой кажется, что ты знаешь про участника все. Но ты начинаешь работать с ним, копать, приезжаешь к нему в гости - открывается характер человека, ты его лучше чувствуешь, понимаешь как его можно представить в рамках проекта. Очень привлекает динамика появления новых фактов. Мне также нравится менять точку зрения о локальной сцене у зарубежных участников. Часто домой они уезжает с совершенно иным восприятием.
Что не хватает "СИНТЕЗУ И ИНТЕГРАЦИИ"? Чтобы ты изменил, но пока не получается? Коммерческая составляющая, восприятие людей?

Я против вовлечения коммерческих партнеров, если только они не поддерживают кого-то из участников. Это тяжело, но я хочу, чтобы проект оставался как можно более независимым. Сейчас все это реализуется за свои деньги.

Проекту не хватает медийной поддержки. Нет того ресурса, на котором хотелось бы находиться. Также сложно искать место для выставок. Иногда не хватает более серьезного отношения людей к своему участию в проекте. Не все могут довести дело до конца и не все способны четко сформулировать свою идею. Всегда проекту будет что-то не хватать. Если будет всего достаточно - это повод делать другой проект.

Кто аудитория проекта? Что у них общего?

Очень сложно дать какую-то одну формулировку. Это люди неравнодушные к культуре, субкультурам, определенному типу музыки. Они приходят посмотреть на работы участников из сфер, которые их интересуют. Это люди, которые следят, что происходит в мире.

Я хочу дать шанс молодой аудитории узнать пионеров движений пока они еще живы. Важно, чтобы люди имели непосредственный контакт с важным представителями культур. Это может вдохновить новое поколение на создание чего-то своего.
Ты можешь представить, что "СИНТЕЗ И ИНТЕГРАЦИЯ" вырастет до масштабов FACES&LACES c большой эрудированной аудиторией?

Мне хочется в это верить! Но это кажется нереальным. Проект с таким контентом не сможет стать массовым. Многие участники очень узкопрофильные. Это не поймет массовая аудитория и не нужно это для них транслировать. Проект очень трансформируемый - он может адаптироваться под разные идеи. У него есть шансы породить другие платформы. Но "СИНТЕЗ И ИНТЕГРАЦИЯ" точно не изменит себе в одном - поддержка независимой сцены.

Почему люди должны обратить внимание на проект?

Это уникальный текущий момент субкультурной истории нашей страны. Мы собираем на одной площадке людей, которые вряд ли когда еще соберутся вместе. Это разные точки зрения в физическом формате.
Made on
Tilda