Цена времени.
Наши размышления о том, почему люди разных поколений возвращаются к архивным вещам, и что может помешать новым коллекциями достигнуть аналогичного статуса в дальнейшем.
Былые времена

"В наше время было лучше", — избитая фраза, которой старое поколение идеализирует определенный период жизни в различных сферах. Мода в таком подходе — не исключение. Однако порой пресловутая фраза про "былые времена" имеет конструктивный характер. Молодое поколение увлеченных модой наравне со старожилами обращаются к прошлым коллекциям брендов и дизайнеров. Это происходит в эру, когда релизы появляются в интенсивном режиме. Только люди понемногу начинают проникаться той или иной вещью, как на подходе новый показ. Впрочем, всегда можно расставлять приоритеты своего внимания. Сознательные молодые люди так и делают — чтобы основательно понимать дизайнера, необходимо изучать его. Это необязательно могут быть вековые модные дома с богатой историей, но и более молодые коллеги по цеху вроде Александра Маккуина, Хельмута Ланга или Рафа Симонса.
Знай, за что платишь.

Несмотря на несчетное количество вещей из поздних коллекций, любители моды разных возрастов обращаются к архивам любимых дизайнеров. Первые делают это из ностальгических побуждений, другие — из личных эстетических предпочтений, а третьи — по инерции. Однако даже последний вариант должен иметь долю сознательности. Даже вещи из коллекций десятилетней давности стоят часто больше новых. Нужны знания и причина, чтобы отдавать немалые деньги за "прошлое", когда можно купить "новое". Создатели онлайн-маркета Grailed изначально сомневались в создании раздела "журнал" у себя на сайте. "Мы думали: 2017-ый год — никто не читает, — рассказывали основатели проекта в одном из своих интервью. Но материалы стали набирать немало просмотров. Покупатели не только увлечены, но и хотят знать, за что они отдают приличные суммы. На Grailed у частных лиц можно приобрести как оригинальные вещи пресловутого Supreme, так и что-то из ранних коллекций Рафа Симонса. О появлении архивных моделей дизайнера на онлайн-маркете не раз упоминали в своих новостях ведущие медиа о моде и современной культуре.
Съемка Grailed. Модели в вещах прошлых коллекций Undercover.
Рэпперы и старые коллекции.

Мировые звезды — чаще всего рэпперы — желают быть не только актуальными в плане внешнего вида, но и привносить уникальность в свои образы. Даже с точки зрения пиара это выгодно. Например, рэпер ранга Playboi Carti, Трэвиса Скотта или ASAP Rocky появляется в архивном изделии Иссей Мияке, Рафа Симонса, или Polo Ralph Lauren — это прилично увеличивает внимание фэшн СМИ. В этом случае надо отдать должное стилистам исполнителей, либо хорошему вкусу самых звезд. Некоторые вещи из прошлых коллекций именитых дизайнеров непросто успели обрасти историей и аурой, но и перейти в разряд классики. Новинки не могут похвастаться такой репутацией — они только начали свой путь и время покажет смогут ли они в нынешней скоротечной индустрии достичь статуса их предков. На поиски вещей из старых коллекций можно отправиться в шоурумы с особой селекцией.
Зарабатывай на старом.

Молодой стилист Дэвид Касавант начинал коллекционировать архивные вещи будучи подростком. Сейчас у него есть немалая подборка экземпляров из ранних коллекций Рафа Симонса и Хельмута Ланга вперемешку с более новым. К нему уже обращались такие гиганты музыкальной индустрии, как Рианна и Канье Уэст. Они еще больше добавляют имиджа в "золотые эпохи" брендов, которыми восхищаются любители моды разных поколений. (но порой это наоборот отталкивает фанатов дизайнера) Вещи из таких коллекций обрели свойство противостоять трендам и со временем становятся еще желаннее. Это сродни инвестиции, которую можно рассматривать в долгосрочной перспективе с финансовой и культурной точек зрения. Впрочем, не всегда восхваление былого имеет объективный характер.
Зона комфорта и критика.

Человек открывает для себя новое на определенном жизненном этапе и эмоционально привязывается к этому. Это, например, может быть знакомство с брендом, при котором он испытывал яркое переживание. Человек ищет похожих ощущений от нового. Но смена креативного директора, действия под стать духу времени (например, следование избитым трендам или коллаборации) могут оттолкнуть старую аудиторию. У кого-то срабатывает защитная реакция, когда внезапно в его привычном мире происходят изменения и ему сложно это принимать — человек не находит того, что чувствовал ранее. Он боготворит все, что было в "старые добрые времена" и отвергает, что стало после. Однако это не относится к тем, кто открыт к новому и готов выступить с конструктивной критикой в адрес нововведений.

Бывает так, что интенсивный рост привел к ухудшению качества вещей, бренд чересчур старается угодить массам или моментальной финансовой выгоде. Марка теряет свою оригинальность, но зато по современной метрической системе "лайков" она прогрессирует. Например, Вирджил Абло во главе мужской линии Louis Vuitton — хороший ход, чтобы вызвать ажиотаж. Но в случае долгосрочной перспективы и лояльности потребителя такой подход не особо действенный. Процент сентиментальной привязанности к вещам и эстетике бренда в целом может быть невелик — особенно в сегодняшней тенденции к однородности во всем. Но тут спасает то, что речь идет о модном доме с богатым наследием.

Крутые бренды предоставляют то, с чем человек может себя идентифицировать, несут в себе энергию и свое представление о мире(или бренд просто выпускает отлично скроенные вещи превосходного качества в своем стиле). В этом случае вещь обретает иную ценность, превращаясь в культурный артефакт и желанный объект для коллекционеров. Но можно ли себя идентифицировать с тем, что, например, делает Херон Престон? Ценность вещей будет обусловлена лишь "влиятельными персонами" из социальных сетей, которым надо не отставать и "быть в теме". Вряд ли тут речь идет о глубоком переживании и особом очаровании бренда.
Cлева: Saint Laurent Осень 2015, cправа: Celine Весна 2019
Также, например, после того как креативным директором Celine стал Эди Слиман вместо Фиби Файло, многие фанаты бренда стали высказываться о конце эпохи. Их предположения оправдались. После первой коллекции Слимана на посту, стало ясно, что он продолжил волочить за собой финансово стабильного Эди, которого он успешно использовал на аналогичной должности в Saint Laurent — эстетику скинни силуэтов, мод субкультуру и рок-н-рольный гламурный шик. На весах "креативность - коммерция" все сместилось в одну сторону, напрочь убив все то, над чем трудилась Файло. Но работы Слимана теперь еще больше должны подтолкнуть поклонниц былого Celine к поискам вещей из предыдущих коллекций.
Устойчивость.

Покупая вещи из прошлых коллекций, создается более устойчивый рынок(в том числе это хорошо с точки зрения экологии). Также мода воспринимается никак мимолетный тренд, а как нечто более основательное. Но этот принцип будет работать, в случае, когда самодостаточность и креативность брендов и дизайнеров будет превалировать над желанием угодить массам, которые готовы тратиться, руководствуясь любым сиюминутным трендом. (или хотя бы делать это в более сбалансированной форме). Сегодня некоторые марки понимают это, мысля вертикально и в долгосрочной перспективе, обрастая лояльной аудиторией. Это может занять немало времени терпения и упорства. Но мало кому удается внести свои поправки в правила игры, по-настоящему проявить себя и создать собственный смысл.
Made on
Tilda