Гэвин и Элис Манро
Мебель растет на деревьях, а когда приходит время, ты срезаешь себе, например, стул. Звучит как фрагмент из какого-то фильма с элементами фантастики. Но в наши дни такое явление существует. Есть те, кто буквально выращивает мебель. Супруги Гэвин и Элис Манро создали целую плантацию в английском графстве Дербишир. Все начиналось в маленьком саду у мамы Гэвина. "Дзен 3D - принтинг" — так Манро называет свое ремесло.

Все началось еще в детстве, когда Гэвин заметил дерево бонсай, которое росло в форме, напоминающей стул. Также ему пришлось пройти несколько операций для восстановления позвоночника — в процессе лечения задействовали каркас. Прошло 20 лет. Гэвин к тому времени окончил художественный колледж в области дизайна мебели и успел поработать в Шотландии и Калифорнии. В Сан-Франциско Гэвин работал c деревьями, которые прибило к берегу течением. Порой он сталкивался с интересной формой, которую он доводил до готовой мебели. В 2006-ом все эти события вылились в создание проекта Full Grown.
Гэвин в детстве.
За время работы с мебелью Гэвин все больше задумывался о всех процессах, которые предшествуют ее созданию. Их оказалось очень много. Необходимо около 40 лет, чтобы вырастить пригодные деревья, затем их срубают, прокладывают дороги для подъезда к лесу, перевозят на специальных машинах (на создание и содержание которых, в свою очередь, тратится немало ресурсов), необходимы места хранения, откуда сырье снова забирают для того, чтобы разделить на еще меньшие детали, их обрабатывают, собирают в мебель и отправляют в магазин. "Что, если во время роста дерева, скорректируем его в необходимую форму", — задумался Манро в один момент. Это сильно уменьшит количество этапов и ощутимо снизит пагубное влияние на природу Оказалось, что Гэвин был не первым, кто задумывался о выращивании готовых объектов. Манро решил сделать этот метод еще более выверенным и эффективным.

Например для выращивания стула из ивы требуется 3-4 года, из дуба — 6-10 лет. Первый прототип был не лучшим с точки зрения прочности. Однако сейчас один из образцов урожая 2018-ого года полностью пригоден для эксплуатации. Второй — находится в Национальном музее Шотландии. Мы были удивлены идеей Full Grown, увидев фото процесса создания. Незамедлительно мы связались с Гэвином и получили познавательные уроки по выращиванию мебели.
Будучи дизайнером мебели, как ты используешь свои навыки, взаимодействуя с природой? Подход Full Grown сильно отличается от стандартного изготовления деревянных объектов — происходит своего рода кооперация с природой.

Будучи дизайнером, нужно учитывать, по крайней мере, три группы людей: поставщики инструментов и материалов, производители и конечный потребитель. Что касается природы, у всех есть с ней определенные взаимоотношения — осознаем мы это или нет. Успех человечества заключается в том, что есть слой почвы, на котором можно выращивать пищу, в этом также помогает дождь. Все остальное просто бонус!

Проект стал настоящим путешествием к хоть какому-то пониманию нашего влияния на природу. Чем больше мы наблюдаем за деревьями, их экосистемой в нашем "саду стульев" и воспринимаем как группу людей со своими потребностями, терпением, тем лучше качество стульев и здоровье деревьев.

Например, вначале работы мы предполагали "фабрику на открытом воздухе", которая походила бы на виноградник, но с рядами из стульев, столов и т.д. Но потом мы стали следить за ростом деревьев и заметили, что некоторые ветви сами по себе уже росли в форме, похожей на спинку стула или сиденье. Эти деревья росли лучше, например, по сравнению с теми, которые больше походили на дизайн стола. Также мы исключили пестициды, построив ящики для птиц по всему саду. Птицы даже гнездятся на наших стульях — они едят насекомых, которые могут обгладывать листья деревьев. Звучит замечательно, но пернатые после себя оставляют "удобрения".
Каковы были первые намерения выращивания стула? Было ли это пагубное влияние людей на природу при производстве мебели, или идея привлекала эстетически? Как все привело к целостному подходу — устойчивое развитие плюс эстетика?

Повлияли все эти аспекты. Когда я учился в университете, мы изучали полный цикл жизни банки колы. Что требовалось для получения всех ингредиентов и процесс транспортировки со всеми деталями — это все необходимо, чтобы человек потребил продукт буквально за минуту, а потом выбросил упаковку. Меня это натолкнуло на мысли о производстве всех наших вещей и есть ли лучшие методы их создания. Мне как-то приглянулись работы "формирователей деревьев" — особенно Джона Крубсака в 1901-ом году и доктра Криса Кэттла, с которым мне посчастливилось встретиться.

После фазы работы над мебелью из прибитого к берегу леса в Сан-Франциско в начале 2000-х, стало очевидно, что следующим этапом станет создание "потокового" процесса. На нас сильно повлиял римский архитектор и инженер Витрувий, чьим изречением было: "Надежно ли, полезно и красиво?" Если да, то у вас отличная структура!"
Работы Гэвина из прибитых к берегу деревьев
Метод "коллаборации с природой" уходит корнями в древние времена. Можешь рассказать о комбинации старого и современного подходов в вашей работе?

Все, что мы пока сделали исходило из удачного наблюдения природных процессов, которые мы воспроизводили настолько чутко, насколько это возможно. Множество техник, которые мы используем, появились еще до агрикультурной революции. Мы делали то, что называется тысячелетним копированием — некоторые виды деревьев можно срубить зимой, чтобы весной следующего года быстро выросли новые побеги. Насколько я могу судить, мы начинаем что-то создавать, перемещая ресурсы. Это достижение того же результата, но за счет меньшего изменения мира. Я надеюсь, что и сам продукт будет прочнее, красивее и долговечнее.

Можешь сравнить реакции людей во время старта проекта и сегодня? Как часто вы слышали, что такая идея звучит как сказка какая-то?

На самом деле ничего не изменилось. Изначально это было недоуменное восклицание: "Вы делаете что?" Но всемирный интерес означает, что люди не относятся к этому как к безумной идее, а как к жизнеспособному методу.
Что самое сложное в "выращивании мебели"?

Вероятно, чувство времени. Необходимо гораздо больше терпения, чем ты можешь подумать — слишком много всего приходится делать. Но самое сложное — понимание того, что некоторые вещи, проделанные за один день, дадут о себе знать только через годы. Только тогда мы узнаем сработали они или нет. К тому времени вы станете другим человеком.

Каковы возможности у такого метода создания мебели? Есть ли какие-то ограничения?

Насколько мы понимаем, возможности безграничны, что касается идеи управляемого роста. Мы находимся только на верхушке айсберга. Все больше и больше людей думают в том же духе.

Можешь сравнить влияния на природу традиционного производства мебели с методом Full Grown?

Аналогично, что я упоминал по поводу банки колы. Необходимо учитывать процессы воздействия каждой производственной машины и циклов, а также подготовку дорог в местах лесозаготовки. Мы сравниваем выбросы углерода при создании различных станков, интенсивный метод сушки с нашим использованием ручных инструментов, меньшей необходимостью прокладывания дорог в нетронутый лес с уничтожением обширных участков, столь необходимых для поглощения углерода.
Все ли выращенные стулья оказываются функциональными? Каковы шансы, что что-то придется списать?

К счастью, если что-то идет не так, мы можем укоротить дерево до момента, когда все было хорошо. Это означает, что мы потерям какое-то время, но снизится шанс, что мы откажемся от него. Это происходит крайне редко. Но бывает, что некоторые деревья начинают расти, например, в форме стола. В качестве эксперимента пока мы создали лишь несколько жизнеспособных стульев. Но наши методы показывают, что такие они могут быть прочнее стандартных экземпляров — в них нет "суставов", которые со временем расшатываются. Это как кость, которая сломалась, а потом срослась. Она может быть прочнее, как и трансплантаты.

Что ты можешь сказать тем, кто сомневается в прочности мебели Full Grown?

К счастью, вокруг нас множество людей, которые поддерживают и помогают. Так что те, кто считает это невозможным, не могут нам помешать, пока мы продолжаем действовать. На одном из наших прототипов сидел мужчина весом 127 кг. Также на моделе Gatti сидело одновременно два человека. Мы верим, что с прочностью наших стульев проблем не будет.

Также стоит помнить, что нас всех уже давно не будет, когда созреют настоящие плоды этого проекта — из маленьких желудей вырастут могучие дубы ...
Made on
Tilda