Между коммерцией и интересом. Интервью с основателем Cкейтборд музея Юргеном Блюмляйном.
Юрген Блюмляйн
Скейтбординг насчитывает многолетнюю историю. Он стал разносторонней культурой, которую каждый видит и чувствует по-своему. Юрген Блюмляйн - один из тех, кто скрупулезно подходит к изучению феномена скейтбординга и всех его аспектов. Его знания настолько обширны, что к нему зачастую обращаются крупные бренды за советом или для создания совместного проекта. Юрген - сооснователь скейт-музея в Берлине и создатель книги "Made For Skate". В одной из наших поездок в немецкую столицу мы пообщались с Блюмляйном о современном поколении скейтеров, роли корпораций и о развитии индустрии.
Ты не работаешь с большими брендами, которые хотят слишком много и заходят за грань разумного, преследуя коммерческий интерес. Где для тебя эта граница между коммерцией и аутентичностью?

Я зарабатываю на жизнь, делая проекты с Nike, Vans и, например, Etnies. Все зависит от свободы, которую дает бренд. Я работал над проектом с Nike, когда их скейт подразделению исполнилось 10 лет. Но на самом деле у него все началось еще в 70-ые. Ты исследуешь эти нюансы, обсуждаешь с брендом тонкости того, когда начинать отсчет. Это обычный процесс моей работы. Но бывает сталкиваешься ограничениями, когда ты не вправе продемонстрировать какой-то экспонат - он не входит в формальную концепцию бренда. Последние пару выставок мы сделали сами. D.I.Y. - культура - это основательная часть скейтбординга. Выставки мы организовали на деньги, которые заработали со сторонних проектов. Но, в основном, бренды идут тебе навстречу. Бывает сложно сотрудничать с агентствами, которые представляют бренд. Впрочем, если нас не устраивает формат сотрудничества, мы лучше сами все организуем.
История и наследие - важнейшие составляющие скейтборд музея. Считаешь ли ты, что сегодняшнее поколение меньше заботит эти стороны? Народ просто покупает луки и кучу ненужных вещей без задней мысли.

Это всегда было так. Дети - это дети, тинейджеры - это тинейджеры. Когда я начинал, был похож на парня с рекламы VISION. В те времена все было не так доступно как сейчас. Я пришел в скейтшоп и накупил себе всего что я видел на постерах. Аналогично происходит с детьми, которые сегодня приходят в магазин с мамой и покупают все самое модное на их взгляд. Но постепенно они начинают больше интересоваться, формируя свой стиль катания и одежды. Это стандартная тенденция, когда представители старшего поколения говорят типа "в мое время было лучше, скейтбординг был D.I.Y". В свое время они могли выглядеть довольно глупо в своих широченных штанах, дутых кедах и с маленькими колесами. Но они считают этот период лучшим в их жизни. Тем не менее, они забросили скейтбординг и не видят, что происходит. Сейчас другое поколение скейтеров. В скейтпарке чаще встречаешь ребят в стиле "Supreme". Впрочем, бренд всегда был популярным в скейт сфере, но в наши дни - особенно. Сегодня внешний вид скейтеров очень разнообразен.
Скейтбординг всегда был об открытости к восприятию нового. Кто-то не побоится и скоро снова возродит широкие штаны и маленькие колеса. Осуждать всегда проще. Например, если я хочу написать книгу о скейт-стиле, я пойду в скейтпарк или на спот, буду изучать каждого оттуда. Но как бы то ни было, скейтбординг всегда был очень коммерческим - деки, колеса, подвески, одежда и т.д. Когда-то многие покупали доски Powell Peralta потому, что в дизайне использовались черепа и у него была лучшая команда в мире. Но ты всегда можешь что-то дорисовать, наклеить стикер - это открывает большой мир. Все это прогрессирует вместе с твоим стилем катания.
Что ты думаешь о роли крупных корпораций в скейтбординге?

В 70-ые, например, Pepsi Co. уже была скейт-команда. Всегда больше корпорации искали что-то крутое и свежее. Часто они находили это в скейтбординге. Многие этого не знают: еще в 70-ые у Nike была своя скейт-команда. В Австралии в те времена один из местных скейтеров написал письмо. В нем было что-то типа: "Уважаемый Nike, мне очень нравится ваша обувь, в ней очень удобно кататься на скейте. Она очень прочная и классно выглядит". Спустя некоторое время, он пришел домой и его мама спросила: "Что ты сделал такого? Зачем ты все это заказал?". К нему пришла огромная посылка с множеством кроссовок Nike. Я не хочу льстить бренду, не пойми меня неправильно. Но он проявлял интерес к скейтбордингу.
В 80-ые пионер скейт-обуви Vans стал банкротом. Он не мог полноценно спонсировать райдеров. В то время Bones Brigade снимали видео. И Vans не мог предоставить кеды членам команды. Кто-то из Bones Brigade знал сотрудника Nike и написал ему письмо, в котором он упомянул, что команда снимает видео, но у них нет кед для катания. Вскоре пришел ответ с текстом, что у Nike скоро выходит Air Jordan II и мы избавляем склад от первой модели. Всей команде прислали первые Jordan'ы, в которых звезды Bones Brigade светятся в видео Animal Chin. Увидев это, многие скейтеры также купили себе эти кроссовки. Они тогда продавались с большой скидкой - 20$ вместо 80$. Кто-то брал себе по три пары сразу.
Но не считаешь ли ты, что коммерческий интерес таких корпораций все равно возьмет верх? Когда-то Nike SB могли продавать только скейтшопы - этим бренд поддерживал локальную сцену. Позже модели SB стали продаваться везде.

В 1997 Бэм Марджера и еще один скейтер - не припомню его имени - стали первыми членами скейт-команды Nike. В то время DC Shoes поменяли представление о скейт-обуви. Бренд выпускал навороченные и технологичные модели. Nike посмотрел на это и решил, что у них есть все возможности сделать также круто, если не лучше. Но в 1998 бренд понял, что попыка войти на рынок провалилась. Nike извлек из этого урок и сменил тактику. Бренд инвестировал в Savier. Было вложено много денег и новых технологий. У Savier был крутой продукт и отличная команда. Но в конечном счете Nike убил бренд. "Свуш" в рамках Savier изучил все ошибки, чтобы запустить линейку SB в 2002-ом. В 2003-ем Nike SB появился в Германии и мы предложили сделать выставку. Бренд был готов к изучению нового. Тогда развитием SB назначили скейтеров. В остальном Nike также сохранил правильный подход к подаче.
Позже скейтбординг становился все популярнее. Пол Родригез стал членом Nike SB, про-модель Стефана Яноски стала огромным успехом. Nike SB перерос в Nike Action Sports. После этого за развитием подразделения стал еще пристальней наблюдать человек, следивший за цифрами и оборотом денег. Ему необходимо было стимулировать рост продаж. Скейтшопы уже не могли обеспечивать должную прибыль. Скейтовые Nike стали появляться в торговых центрах, и бренд хотел убрать из лого "SB". Тогда это многим не понравилось. Это те маленькие две буквы, которые обособляют потребителя. Теперь ты можешь купить беговые Stefan Janoski на Amazon'е.
Vans напротив стараются сохранить этот дух. Бренд принадлежит VF Corporation, но он как-будто действует в своем автономном мире. Vans понимает все аспекты скейтбординга, BMX, серфинга и как необходимо относится к своей команде райдеров. Я общался со многими из этих ребят, они неоднократно говорили мне как они счастливы быть частью Vans. Они об этом упоминали не потому, что им за это платят. Все было сказано в личной дружеской беседе. Не пойми меня неправильно, Vans на ряду с Nike и adidas сильно заботят цифры и финансовый рост. Всем нужны деньги. Но кто-то из них старается поддерживать культуру, а не ставить все на исключительно коммерческий путь.
Кто по-твоему меньшее зло из этих трех (Vans, Nike, adidas) ?

Во многом все мое отношение к бренду также строится на личных связях. В том числе возьмем к примеру команды брендов. Nike может платить огромные зарплаты своим райдерам. Но они меньше, чем у тех же футболистов. Разве скейтеры менее стоящие? Менее крупные бренды типа Huf и Etnies не могут даже близко подойти к таким космическим зарплатам. Например, Nike предлагает райдеру миллион долларов, а Huf - лучшее время в жизни. Это очень сложное решение - я бы не хотел очутиться на месте этого райдера.
"Например, Nike предлагает райдеру миллион долларов, а Huf - лучшее время в жизни. Это очень сложное решение - я бы не хотел очутиться на месте этого райдера".
Что ты думаешь о скейтбординге на Олимпийских играх?

Мне задавали этот вопрос Nike. Я очень рад, что ко мне обратились, но у меня смешанные чувства. Как бы мы не хотели, но это прогресс. Если Nike хотят сделать это спортом - пожалуйста. Дети смогут "идти в скейтеры" и делать себе карьеры на равне с футболистами и баскетболистами. Кстати, Nike уже разрабатывает форму для олимпийской скейт-команды. С другой стороны это породит яркое разделение на большой "спортивный скейтбординг" и на независимый скейтбординг. Antihero, Polar и креативный скейтбординг будут противопоставляться Nike. Чем больше люди вовлечены, тем осознанней будет их выбор - покупать Nike, Huf или Vans. Надо полюбить свое дело и получать удовольствие. С таким подходом ты начинаешь относится к своей деятельности с уважением и пониманием.


Ни в коем случае я никого не осуждаю за ношение той или иной марки. Меня наоборот все это интересует для создания более объективной картины, запечатляя историю в моих будущих работах. Я не сужу чью-то маму или подростка, которые покупают Stefan Janoski из-за низкой цены.
Будет ли возрождение независимых обувных скейт-брендов?

Обязательно! Будет большое возрождение.

Скейтбординг разделится на два лагеря - скейтбординг - спорт и скейтбординг - целостная культура.

Именно. Мне самому интересно дождаться этого момента. Будет причина съездить в Токио - на Олимпиаду. Может, я буду смотреть на все происходящее с открытым ртом, а, возможно, с выражением лица "что за цирк уродов". Увижу вживую первые Олимпийские игры в моей жизни.
Made on
Tilda