Есть такое понятие в уличном искусстве как городские интервенции. Это своего рода взлом урбанистического пространства и его переиначивание, попытка донести социальный посыл или же выражение некоторого абсурда. Например, художник Хармен де Хуп превратил линии парковки в баскетбольную площадку. Это же вряд ли продашь.
У определенного искусства есть иная ориентация, несмотря на растущий арт-рынок. Люди все еще создают что-то для отражения внутреннего, а не для продажи. К тому же не всегда можно продать что–то не заключенное в объект — например, какой-нибудь арт-перформанс. В моде некоторые авангардные подиумные вещи никогда не появятся в магазинах. Они создаются ради какого-то высказывания, что может делать бренд в глазах покупателей более желанным, престижным, ассоциируюсь с искусством. Порой некоммерческие и альтернативные художества делаются для придания соответствующего имиджа и продажи уже других вещей. Сложно купить арт-перформанс, но возможно приобрести его документацию в виде фото или чего-то еще. Например, ты можешь купить снимки Марины Абрамович, изображющие ее творчество. Но, будучи художественным самовыражением, теряет ли свой особый статус искусство, обращаясь к моде?
В твоей книге немало посвящено поп-культуре. Также я нашел у тебя цитаты Теодора Адорно. Он еще писал: "Популярная культура – это не только плохое искусство, но и вредное искусство, поскольку оно преграждает путь к истинной свободе". Можешь ли ты в контексте моды порассуждать на этот счет?
Любая культура может стать всепроникающей и деспотичной. Например, та же мода, которую видишь везде, включая вездесущую рекламу и социальные сети. Тирания поп-культуры может управлять в случаях, когда появляется давление в необходимости приспосабливаться. Моя же книга повествует об искусстве как феномене, который все больше перекрывает мода. Это очень опасно, когда коммерческий интерес становится основной целью культуры. Надеюсь, что моя книга в некоторой степени осведомит художников и дизайнеров об этом. Порой мы видим очередную коллаборацию формата "искусство x мода". С одной стороны идет обмен аудиторией, больше людей узнают о художнике, он зарабатывает деньги. Но с другой — у такого действия есть свои последствия. Мы либо игнорируем это, либо даже не замечаем. Коммерческая часть настолько въелась в процесс создания, что суть искусства теряет свое значение, и "творцы" не видят другого пути.