Мода может быть мощным инструментом самовыражения, открывать новые возможности восприятия себя и собственного тела. Однако, когда речь идет о "трендовых веяниях", одежда служит еще одним "неврозом". "Как утверждают многие клиницисты, невротики обращаются к врачу не для того, чтобы вылечиться, а чтобы понять, как стать еще лучшим невротиком", — упоминает американский психолог Эрик Берн в своей книге "Люди, которые играют в игры". Избежать этого в контексте одежды сложно — особенно при нынешнем социальном строе. Вещи превращаются не в инструмент формирования целостности между внешним и внутренним у человека, а способом на время закрыться от себя до следующего нового тренда.
"Все более тяжелым для всех делается психологические и социальное давление текучести, статуса, конкуренции на всех уровнях (дохода, престижа, культуры и т.д.), — пишет французский социолог и философ Жан Бодрийяр в своей книге "Общество потребления". — Требуется более продолжительное время, чтобы восстановить свои силы и компенсировать психологическое и нервное истощение, причиненное многочисленными формами вреда: поездками из дома на работу и обратно, перенаселенностью, постоянными проявлениями агрессии и стрессами. В конченом счете главной ценой за общество потребления является порождаемое им чувство всеобщей неуверенности". В эти моменты "на помощь" приходят списки трендов, убеждающие читателей, что все их мучения не пройдут зря — заработанное они могут потратить на свою "актуальность", которая поможет на время выдохнуть.