Недавно меня спросили, какие тренды сейчас актуальны в моде. Немного растерявшись, я смог назвать пару тенденций, да и то они несильно тянули на звание трендов. В голове начинаешь искать разницу между вульгарным спросом и нишевыми нравами. С одной стороны интересно изучать массовые явления, с другой— пытаешься уйти от этого, стараясь формировать свое собственное восприятие. Во втором случае всегда полезно смотреть внутрь, а не наружу, расширять свой кругозор и насмотренность, которые не замыкается только в рамках одежды.

В интернете всегда встречаешь новости типа "10 трендов сезона", или очередной блоггер рассказывает, без чего вам не обойтись в ближайшее время. Зачастую за этим даже нет чуткой наблюдательности, а просто поверхностное считывание. Это сродни нелюбопытным работникам брендов. "Ленивый маркетолог — это тот, кто просто направляет зеркало на общество. Людям нравится фиолетовый, давайте все сделаем этого цвета. Это вообще не маркетинг. Необходимо чувство культуры". Тем не менее, многие не хотят быть не у дел. Иначе они потеряют свою конкурентоспособность. Вся новизна с трендами влечет чаще всего регресс развития индивидуальности. Личное критическое мышление продавливается массами.
Мода может быть мощным инструментом самовыражения, открывать новые возможности восприятия себя и собственного тела. Однако, когда речь идет о "трендовых веяниях", одежда служит еще одним "неврозом". "Как утверждают многие клиницисты, невротики обращаются к врачу не для того, чтобы вылечиться, а чтобы понять, как стать еще лучшим невротиком", — упоминает американский психолог Эрик Берн в своей книге "Люди, которые играют в игры". Избежать этого в контексте одежды сложно — особенно при нынешнем социальном строе. Вещи превращаются не в инструмент формирования целостности между внешним и внутренним у человека, а способом на время закрыться от себя до следующего нового тренда.

"Все более тяжелым для всех делается психологические и социальное давление текучести, статуса, конкуренции на всех уровнях (дохода, престижа, культуры и т.д.), — пишет французский социолог и философ Жан Бодрийяр в своей книге "Общество потребления". — Требуется более продолжительное время, чтобы восстановить свои силы и компенсировать психологическое и нервное истощение, причиненное многочисленными формами вреда: поездками из дома на работу и обратно, перенаселенностью, постоянными проявлениями агрессии и стрессами. В конченом счете главной ценой за общество потребления является порождаемое им чувство всеобщей неуверенности". В эти моменты "на помощь" приходят списки трендов, убеждающие читателей, что все их мучения не пройдут зря — заработанное они могут потратить на свою "актуальность", которая поможет на время выдохнуть.
Мода эволюционирует. Но под этим подразумевается развитие дизайнеров в своей системе координат — интересов, эмоционального состояния, технических знаний и тд. Самодостаточные бренды предоставляют собственный мир, который может помочь зрителю нащупать что-то свое. "Мода стала попсой и победители сегодня те, кто кричит сильнее, но не те, кто выражается более осмысленно", — уверяет дизайнер Раф Симонс. Одежда уже не говорит сама за себя, ей нужно что-то, что поможет убедить людей покупать еще больше. Это относится не ко всей индустрии, но к основной массе. Впрочем, у дизайнеров работа очень коммерческая и им необходимо удовлетворять запросы потребителей. Порой есть экстремальные идеи, которые очень оторваны от реальности, в которой существует бренд. Можно думать не о том продастся вещь или нет, а представить человека, которому она подойдет.

Потребитель потребителю рознь. Бренды не могут не думать о том, как будет восприниматься их продукт. Но это не означает, что он должен изо всех сил стараться понравиться покупателю. "Вычислять предстоящий успех у публики кажется мне занятием малопочтенным, ведь чем дальше, тем больше дифференцируется само понятие зритель", — объяснял русский режиссер Андрей Тарковский. Как и в фильмах Тарковского, так и в трудах оригинальных дизайнеров каждый нюанс подчеркивает мышление автора, что в итоге помогает людям в какой-то степени понимать себя. В контексте моды к этому добавляется обязательное соблюдение баланса "коммерция/креатив". Но кому-то проще "направить зеркало на общество" ради попытки сиюминутного заработка. Основная часть фаст фэшн построена именно на этой модели.
Одежда — это желание, а не необходимость. Очередные "топ-5 трендов сезона" уверяют, что пора бы уже избавиться от вещей, купленных несколько месяцев назад. Об устойчивом развитии тут явно речи не идет. Потребитель начинает задыхаться в бесконечной демонстрации своего статуса. Это подпитывается "великими расточителями" (так Жан Бодрийяр называет современных знаменитостей, звезд кино и спорта). "Все эти великие динозавры, которые являются центром хроники магазинов и телевидения, в них прославляется жизнь, полная избытка, и возможность чудовищных расходов, — рассуждает Бодрийяр в книге "Общество потребления". — Они выполняют драгоценную социальную функцию излишних, бесполезных, безмерных расходов. Они выполняют эту функцию по доверенности от всего общества; такими были в предшествующие эпохи короли, герои, священники или великие богачи".

Вырваться из этого ореола влияния сложно — тем более, когда ты нуждаешься одновременно в социализации и проявлении индивидуальности. Первое сегодня чаще всего достигается за счет отказа от своей личности и непосредственности. Если вы хотите хотя бы частично решить вопрос со второй частью, то в списках трендов лучше этого не искать.
Made on
Tilda