"Мне смешно от людей, которые покупают дорогостоящие технологичные куртки и носят их от бара до бара", — сколько подобных фраз витало в интернете от знатоков аутдор экипировки о тех, кто приобретает технологичные модели исключительно для города. В их негодовании есть смысл, но есть и доля поспешности суждений. Современные хип-хоп исполнители ведутся на очередной тренд (иногда это бывает на стадии микротренда) и на своих выступлениях потеют в куртках Arcteryx c трехслойной мембраной — абсурдное и совсем не практичное явление. В городах сверх утилитарная аутдор экипировка тоже не нужна так, как в горах. Однако есть энтузиасты, которым интересна подобная одежда не только с точки зрения эстетики, но и из-за возможностей дизайна, обусловленного функцией.
"Это как суперкары, — объяснял в статьей для SLOWW Алекс Рейкестро, создатель Coatchecking, архива верхней одежды, в котором обозревается аутдор экипировка в контексте города — Прыгающие линии, смешанные материалы, неожиданные детали — все они намекают на определенные возможности". Но помимо прикладного аспекта, функциональные элементы различных эпох могут рассказывать историю и служить своеобразным языком художественного дизайна. Это сродни подхода некоторых кубистов или неоэкспрессионистов, которые в определенной технике пытаются сотворить собирательный образ своих ощущений — все это представляется в целостном произведении. Тем не менее, в контексте моды у многих это остается на уровне безыдейного заимствования. В случае такого подхода необходимо обладать не только навыками дизайнера, но и художественным видением, эрудицией и осведомленностью. Впрочем, с одеждой принцип использования утилитарных элементов может быть проще — все зависит от дизайнеров и их целей.

Милитари эстетика давно стала архетипом, который даже местами теряет свое изначальное восприятие в обществе. Например, кто-то берет за основу классическую модель M-65. Создатель не просто хочет воспроизвести уже существующее, но и передать эпоху, субкультурные интерпретации, добавляя нарратив и свои ощущения. Одним из важных элементов будут фальш-погоны. Даже на технологичных версиях M-65 эта деталь есть. Но она совсем не нужна с точки зрения функционала — военные звания демонстрировать не надо и лямку от сумки для удобства вряд ли кто-то будет туда запихивать. Первостепенным в этой ситуации останется "рассказ". В коллекции Pre-Fall' 22 японского бренда N.Hollywood эта задумка реализована в буквальном смысле.
Дизайнер марки Дайсуке Обана максимально интегрировал современные образы в сезонную историю. Сначала на блошиных рынках нашли старые фото, на которых изображена жизнь студентов военного училища, а потом в них вписали моделей, одетых в одежду N.Hollywood. По-началу не так легко различить, кто настоящий, а кто вымышленный герой. Только вглядевшись начинаешь замечать "вклеенных персонажей". Съемка подготовлена в рамках линейки N.HOOLYWOOD TEST PRODUCT EXCHANGE SERVICE — как правило она отличается лаконичным интерпретациями рабочей и милитари эстетик. "Обана заигрывает с идеями выделения и приспособления…" — подметили о коллекции в одном обзоре. Функциональность вещей стала способом донести свои задумки. Но ее прямое назначение уходит на второй план, а на первый — роль повествования.

Иногда эта "художественная утилитарность" бывает лишь условностью. Впрочем, в некоторых случаях функция и выражение ощущений равнозначны. Элементы аутдор экипировки также способны выразить это. У классической модели The North Face Mountain Jacket есть вставки-усиления в области плеч, предназначенные для лямок рюкзака. Аналогичные версии встречаются и у других аутдор брендов 80-90 гг. как, например Berghaus. Японский бренд Nonnative в своей куртке Alpinist использует похожие элементы — это придает функционал и напоминает о 90-х. Однако подобные примеры больше походят на заимствование без глубокой мысли создания чего-то совершенно нового. В более "подиумном" сегменте "художественный функционал" порой совсем теряет прикладной характер в пользу экспрессии.
"... ни цвет, ни форма для футуриста не играют роли академического изображения, а только являются передачей динамической своей сущности, ощущаемой футуристом, — рассуждает российский художник Казимир Малевич. — Причем форма выражения этой сущности ничего не имеет общего с действительностью, ибо действительность уже отстала по своей силе, футурист уже ощущает эту силу большей. И в этом случае мы видим, что произведение футуристическое нельзя рассматривать, а можно ощущать только выраженное в нем движение". То, что мы пытаемся считывать знакомые детали и формы не всегда имеет значение. Рассматривать коллекции Takahiromiyashita The Soloist стоит в похожем ключе. Такахиро собирает свои ощущения, эмоции, знания воедино. Но это не бессмысленный коллаж дилетанта. В его работах есть множество "утилитарных" элементов, напоминающих аутдор или рабочие мотивы, но они зачастую не выполняют свои изначальные функции.

Вроде бы заметно что-то привычное… Однако такой способ восприятия может отдалить от сути. Автор рождает диалог со зрителем, ждет его субъективного восприятия. Тем не менее, наблюдателю в этом случае желательно пробовать более целостно считывать увиденное и немного отойти от выискивания знакомого "кармана". "Воспроизведение живописного ощущения мы не можем разделить на форму и цвет и рассуждать о соответствии цвета и формы, ибо речь идет об ощущениях живописных", — объяснял Малевич. — При таком разделении произведение теряет силу живописного ощущения, т.е. оно просто исчезает. Религиозные люди прежде всего воспринимают лики, но не живопись, а художник воспринимает живопись".
В основе британского дизайнера Крейга Грина лежит воспевание функциональной одежды и феномена защиты. Это реализуется в поэтичной форме. Грин, например, берет за основу вещи, основанные на утилитарной защите, добавляя нечто духовное, что дарит веру в оберег. Дизайнер демонстрирует красоту функциональной одежды совершенно в ином ключе. Это не то, о чем подумает заядлый альпинист или любитель рабочей одежды, услышав слово "функциональный". Подход Грина сродни платформы для исследования феномена "утилитарности" в художественном и социальных планах.
"Но зачем вообще все эти эксперименты, если в конечном счете мы будем носить джинсы и толстовку каждый день?" Зачем брать функциональную вещь и лишать ее основной сути?" Речь идет об ощущениях и эмоциональной составляющей, которая рождает вещь у ее обладателя и наблюдателя. Покупка современной аутдор куртки для города не имеет большого смысла, когда можно выбрать что-то более простое, прекрасно выполняющие свои функции. Но считывание динамики дизайна и ощущение защиты от внешней среды рождает иные ощущения у ее обладателя, включая ту же принадлежность к определенной группе, сообществу. Функционал в полном объеме вторичен. Даже заядлые любители аутдора выбирают не только, смотря на функционал. Расцветки, дизайн, восприятие бренда — все это также играет роль при выборе. Просто кто-то это использует для создания иного замысла.

Одежда в реалиях современного мира рассказывает историю. Ее образы и ощущения индивидуальны, что может служить средством для создания иных форм и восприятий, в том числе и своего тела. Множество вещей, которые раньше были верхом инноваций, сегодня — повседневная одежда, у которой все еще есть элементы, отсылающие к былой функциональности. Диалог между формой и функцией всегда интересен, но мы все еще носим предметы гардероба с деталями, которые лишь напоминают о прикладном характере — они либо используются мало, либо вообще не в ходу. "Художественная утилитарность" применяется дизайнерами ради создания нового, что изменяет предмет, отдаляя его от сути, совмещая его с другими составляющими творческого замысла. Однако результат в отличие от картин можно носить и менять наполнение повседневности.
Made on
Tilda