Кто-то назовет войну самым страшным явлением на Земле. Для других — потрясение, которое помогает заглянуть в бездну и познать себя вне материального. Ее романтизация всегда вызывает смутные ощущения. Война сегодня — большой бизнес, порождающий соответствующие товары, некоторые из которых переходят в повседневный обиход. Немецкий философ Георг Зиммель однажды писал, что изобретение железной дороги привело к новому распорядку дня и положило начало новой моде: возникла специальная одежда, подходящая такому времяпрепровождению. Аналогично "эхо войны" стало обычным делом в городе. Куртка M-65, бомбер MA-1, камуфляж, брюки карго — для многих подобное утратило негативный эмоциональный окрас, благодаря различным культурным прочтениям и фэшн-интерпретациям. Современная тактическая экипировка — продолжение огромного бизнеса, в который вовлечены даже те, кто вряд ли ассоциируется с войной или спецодеждой.
Почитатели классического милитари стиля гоняются за оригинальными контрактными моделями прошлых десятилетий. На Авито сегодня можно найти архивные куртки за приличные суммы. В наши дни также есть те, кого привлекает инновационная военная экипировка, которая ощутимо перекликается с аутдором. У "миролюбивой" Patagonia, например, есть целое подразделение, которое производит вещи для вооруженных сил США. Компания вкладывала деньги для налаживания локального производства под эти цели. Еще в 80-ые некоторым военным подразделениям выдавали термобелье и теплые вещи компании, а в 90-ые для сил специальных операций закупалась экипировка для экстремальных погодных условий. К 2004-ому сотрудничество стало более основательным ("Война против терроризма", начатая в 2001-ом году после событий 11-ого сентября также стала для Patagonia одним из катализаторов к контрактному производству милитари экипировки). Проект получил название MARS — Military Advanced Regulator System ( от англ. — "Усовершенствованная регуляторная военная система"). Простым языком — система слоев, адаптированная под нужды военнослужащих.
"Некоторая одежда была аналогична той, что продавалась в обычных магазинах бренда, но в цветах типа Alpha Green, — рассказывает автор онлайн - издания об индустрии тактической экипировки "Soldier Systems Daily". — Какие-то вещи дополняли карманами. Позже в экипировке MARS появилась расцветка Coyote". В 2009-ом Patagonia участвовал в разработке боевой униформы для сил специального назначения США. На закрытом мероприятии все компоненты тестировались различными представителями вооруженных сил. В дальнейшем полученные знания воплотились в современную униформу, а после появилась версия для джунглей. Сегодня "контрактное подразделение" Patagonia называется The Lost Arrow Project, а система экипировки MARS расшифровывается как Military Alpine Recce System (от англ. — "Военная система альпийской разведки"), что связано с более технологичными материалами, способствующими должной терморегуляции в различных условиях.
Основатель Patagonia Ивон Шуинар не раз называл себя социалистом, но также считает, что даже в рамках капитализма можно "исцелить Землю". В интервью 2004-ого года для издания Grist он нелестно отзывался о тех, кто наживается на войнах в Среднем востоке. Lost Arrow Project в период 2011-2021 заработал на правительственных контрактах 9 миллионов долларов (обувная компания Danner, например, за этот период сделала 53.4 миллиона долларов). У Arc'teryx связь с вооруженными силами США не столь тесная. Но и канадский бренд известен на милитари поприще. В 90-ые его модель экспедиционного рюкзака Bora 90 (создан совместно с известнейшим производителем военной экипировки Propper) победила в тендере морской пехоты США. В 2003-ем Arc'teryx создал линейку LEAF (Law Enforcement and Armed Forces — от англ. "Правоохранительные органы и вооруженные силы") — начиная с рюкзаков и аксессуаров, подразделение выросло в полноценный набор для нужд спецслужб. Линейка напичкана всеми передовыми разработками бренда, что отзывается у многих почитателей функциональной одежды.
На LEAF есть приличный спрос, который рождает подделки. Чешский бренд Tilak пока не может похвастаться таким признанием среди дельцов, торгующих неоригинальной продукцией. Сам он не столь известен как Arc'teryx, но уже успел побыть производителем для Acronym, а в 2020-ом выпустил с брендом совместную модель куртки. Tilak Military Gear — подразделение чешской аутдор компании с говорящим названием. "… коллекция спроектирована и разработана преимущественно для профессионального использования", — написано на сайте милитари линейки. Прогрессивные аутдор разработки, соответствующие цвета и детали — красота утилитарной экипировки, смотря на которую, забываешь цель создания. Но, покупая эти вещи, деньги отправляются аутдор компаниям, которые пропагандируют мир, разумное потребление и активность на свежем воздухе. С одной стороны — все так, с другой — существование милитари подразделений обусловлено спросом под особые нужды.
Военным подразделениям выдают форму — где-то лучше, где-то хуже. Многие служащие на свои деньги дополнительно покупают экипировку, которая им больше по душе. Например, LEAF не замечен в "контрактных поставках", поэтому их денежный оборот в тактической индустрии сложно отследить. По заверениям автора статьи в издании Backpacker бренд идет другим путем: "LEAF продается государственным подрядчикам, которые занимаются оптом тактической экипировки, а в число их клиентов входят розничные магазины для вооруженных сил и правоохранительных органов. По всему миру насчитывается около 75-и таких точек сбыта, включая США, Канаду, Европу, Новую Зеландию, Японию и Афганистан. Большинство расположено рядом с элитными тренировочными заведениями для спецподразделений и «морских котиков». Любой военнослужащий, члены правоохранительных органов или других соответствующих госструктур могут покупать продукцию LEAF в этих магазинах". Но этим бренд не ограничивается — такое впечатление также создает "серый рынок" (оригинальная продукция, купленная магазином неофициально — прим.ред.)

"Такие бренды как Arc'teryx могут отправить экипировку напрямую военнослужащим на базы за границей, — уверяет автор Backpacker. — Однако у таких движений продукции есть непреднамеренные последствия. Из-за приличного оборота и доступности часть военного снаряжения обязательно попадает не в те руки". Впрочем, далеко не всем военнослужащим достаются Arc'teryx LEAF или Tilak Military Gear — это касается не только России, но и других стран. Да и не всегда необходима такая дорогостоящая экипировка. Мы узнали, как обстоят дела c обмундированием внутри одного из военных формирований. С нами пообщался служащий 2-ого Парашютно-десантного иностранного полка (2e REP) — одно из самых известных подразделений французского Легиона, считается элитным.
Служащий 2e REP — наш собеседник
О экипировке подразделения:

"Наша экипировка довольно стандартная, без особых наворотов. Очки ESS — пример технологичного, что нам выдавали. Они отлично защищали от солнца и песчаной бури. Еще были ботинки Lowa Elite Desert. Для меня — это самая удобная модель. В пустыне хорошо себя показала. Силуэты Zephyr и Renegade неплохи, если носить в соответствующих погодных условия. Haix Scout 2.0 мне показались максимально неудобными — дальше легкого трейла я бы их не использовал".

О вещах типа LEAF, Tilak Military Gear и использовании технологичных мембран:

"Вся экипировка смотрится круто. Но представь, что на тебе каска, бронежилет с плитами, несешь автомат, за плечами рюкзак. Прибавить к этому дождь и условия, в которых надо быстро передвигаться. Ты бежишь в этих мембранах, весь загруженный с оружием наперевес. В случае наших войск — не всегда целесообразно. Я в лютый мороз в кампаниях не участвовал. Но сталкивался с тем, когда, например, функциональные перчатки Mechanix выручали. В горах ночью на холоде голые руки дубеют, появляются порезы, а тебе надо автомат чувствовать.

На нас и так немало денег тратят, а тут еще Arc'teryx LEAF покупать будут, у которого куртки стоят по 500 долларов и выше. Потом ты еще порвешь ее… Всякий спецназ и отряды типа «special forces» обычно в дорогом. Еще есть «заряженные», которых высадили на вертолете, они местность зачистили быстро и обратно. Мы же можем в лесу неделю быть, а в пустыне, например, 15 дней. При этом не разрешено костер разводить, чтобы не выдавать свое положение..."

После просмотра каталога Patagonia MARS, который мы показали:

"Мне самому порой что-то приглянется из этой «модной военки». Хотелось бы на практике опробовать, но пока довольствуюсь тем, что есть".
Современная тактическая экипировка привлекает дизайном. Но она еще не успела пройти столь ощутимую фильтрацию "гражданской культурой", как военная одежда прошлых десятилетий. У нее много поклонников за пределами "целевой аудитории". Однако это не меняет ощущения от тактической экипировки — в ней пока нет основательного "альтернативного" эмоционального окраса. Она воспринимается иначе, чем привычный аутдор. Нося в городе, мы "ломаем" ее функционал и изначальное предназначение, но пока без самодостаточного нарратива. Сложно представить мир без армий и войн при наших поглощающих стремлениях к материальному благу и комфорту, которые превалируют в нашей культуре. Поэтому сегодня мы имеем внушительный рынок современной милитари одежды. В ее утилитарности есть красота в сочетании с земляными тонами и всевозможными деталями. Экипировка защищает от непогоды и поддерживает микроклимат тела. Однако в первую очередь такая одежда не про безобидные вылазки на природу и путешествия. Представьте, если еще к этому добавить идею некоторых аутдор брендов: "Функционал и внешний вид нашего продукта может стать катализатором к тому, чтобы опробовать его по назначению". Как вам такой лозунг в контексте милитари коллекций?
Made on
Tilda