Дио Куразава
"Мы производим устойчивый продукт" — фраза, которой бренды сейчас бросаются повсеместно. Однако для многих это всего лишь способ усыпить совесть покупателей. В отечественных реалиях это также актуально. Большой бренд типа Nike в сотрудничестве с известным агентством может сделать рекламную инсталляцию в одном из популярных магазинов Москвы. Она позиционировалась как продукт из переработанных материалов. Но на деле все совсем не так. При этом новость об "экологичной" инсталляции запостили такие крупные ресурсы, как Hypebeast. В этом море "зеленого промывания мозгов" есть те, кто, понимая свое пагубное влияние на людей и природу, старается менять себя и мир к лучшему.

Основатель проекта The Bear Scouts Дио Куразава не один год проработал в фаст фэшн брендах, где он отвечал за производство. За все это время он насмотрелся, как индустрия экономит на работниках фабрик и выпускает продукт без всякой оглядки на природу. The Bear Scouts выступают как среднее звено между брендом и производством, стараясь обеспечивать заказчика максимально ответственным продуктом. "Мы предлагаем инновационные решения на каждом этапе производства, придерживаясь принципов цикличности, биоразнообразия и апсайклинга", — упоминается на сайте The Bear Scouts. Дио мыслит гораздо дальше устойчивой цепочки поставок. Он понимает, что положительные изменения в индустрии требуют более основательного и целостного подхода. Об этом, о роли The Bear Scouts и "greenwashing-е" мы поговорили с Дио Куразава в интервью.


Фото: Highsnobiety
Что тебя подтолкнуло к созданию The Bear Scouts?

Я работал со множеством брендов. Один из них был своего рода фаст фэшн. Как H&M, но не такой сексуальный — бренд же копирует подиум. Я провел с ним два года в Бангладеше, отвечая за деним. Для жизни место неплохое, но имеет ужасное правительство, которое печется больше о своей наживе, нежели людях. Постепенно я стал близко общаться с работниками фабрики. Были ситуации, когда, например, байер из Бельгии приезжал и вел переговоры с владельцем производства. Речь шла о моделях, которые я создавал. Байер уверял, что в Пакистане он может сделать то же самое на 25 центов меньше за изделие. Типа "предложите нам что-то интересное" в этом случае. С одной стороны меня наняли работать на бренд, и я должен отстаивать его интересы, а с другой — я обрел корни на фабрике.

То есть, если стороны согласятся на скидку, то это будут брать из карманов рабочих. Я все время находился на этой фабрике, а байеру нужно лишь договориться и уехать домой. Я должен был как-то смотреть в глаза работникам и объяснять всю ситуацию. Во время моего пребывания в Levi's с подобным было немного лучше. Но принцип оставался тем же. Я жил в Сан-Франциско и должен был летать в Индию, Китай, Бангладеш на производство. Я способствовал созданию "американского продукта" в странах третьего мира. Не все же идут в колледж после школы — кому-то нужна была хорошая работа. Раньше джинсы создавались рабочим классом на местных предприятиях. Сейчас их нет. Это эволюция, не буду жаловаться по этому поводу. Но эти рабочие места стали создавать за океаном, не меняя цену. То есть я ехал в другие страны и вновь возвращался к прежним разговорам. Устойчивое развитие — это не только о сокращении пагубного влияния на природу, но и о равноправии и стирании границ. Например, я приезжаю в Москву и говорю: "Я нашел мир и любовь с горожанами, хочу сделать жизнь тут еще лучше, начать работать и вкладываться в общество. Но это не прокатит из-за капитализма. Мы же должны соревноваться доказывая, какая страна больше всех преуспела.

Я захотел создать компанию, которая в какой-то степени вернулась бы к подходу, когда бренд владел всеми этапами производства. Я не могу это сделать в полной мере, но знаю как наладить всю систему, производящую хороший продукт, на должной фабрике, с минимумом влияния на природу, не использовать продукты животного происхождения и тд. В цену наших услуг также входит процент с продаж произведенного продукта, что увеличивает оплату производства.
Помогла ли работа в The Bear Scouts лучше выявлять тех, кто использует устойчивое развитие исключительно из соображений маркетинга?

Практически каждый раз бренд оплачивает нашу работу из бюджета на маркетинг. Заказчики чувствуют, что они должны как-то говорить о проблемах, подтверждая это действиями. Поэтому они нанимают нас. Мы не пиарщики, я знаю только как производить одежду. Согласно нашим правилам, бренды должны воспользоваться услугами The Bear Scouts в течение 6 месяцев после момента найма. Например, у нас был клиент из Америки, с которым мы договорились о сотрудничестве. Каждый месяц мы напоминали, что пора бы уже начать работать. Но он уже у себя на сайте упоминал, что сотрудничает с нами. Мы прекратили взаимоотношения с этим брендом — спустя 7 месяцев у нас не было никаких ориентиров от клиента. Это и есть пример "greenwashing-а".

В другой раз мы сотрудничали с брендом, на который работали несколько дизайнеров. Буквально в письме заказчик спросил, можно ли сделать так, чтобы я не контролировал процесс некоторых из них. Они хотели изготовить продукт из других материалов. Но им было важно, чтобы все это было частью партнерства с нами. Ребята явно не понимали, что такое "greenwashing".

Работа художника Пауло Ито
При производстве локальных фабрик в странах вроде Вьетнама, необходимо еще учитывать политику правительства. Например, когда Ника Найта (создатель Nike) обвинили в использовании дешевой рабочей силы и ужасных условиях труда. Он однажды упомянул, что хотел обеспечить людей работой и достойным заработком. Однако вскоре пришли люди из правительства и сказали, что работники фабрики Nike не могут столько получать — в стране учителя и врачи зарабатывают меньше.

Мой основной клиент — это фабрики. Например, у твоей компании много денег и ты стараешься создавать образ жизни, которым должно заниматься правительство. Твоя позиция создает положение, при котором можно улучшать что-то. Ты едешь в другую страну для переговоров с правительством, чтобы основать производство, дать рабочие места, обеспечив сотрудников должными условиями труда и оплаты. Но власть не заинтересована, чтобы внезапно это место стало желанным. Все может сказаться на внутренней экономике и нарушить распределение работников. Все дело в капитализме. Нам нужно какое-то другое решение. Я размышлял о единой мировой зарплате. Правительства должны решать эти вопросы, включая ситуацию с экологией. Например, они должны говорить об изменениях климата, которые сильно повлияют на жизнь людей. Однако, чтобы соблюдать спокойствие, они лишь обсуждают. Это как говорить о беконе без упоминания свиньи. Ты, вроде как, начинаешь высказываться, что это плоть животного, но это все лежит на поверхности.

Избыточное потребление также результат психического здоровья, неуверенности и незащищенности. Я имею в виду, что "хайп культура" создает беспокойство и толкает людей на зависть. "Капитализм развалился бы завтра, если каждый на этой планете был уверен в себе". Думаете ли вы об этом при работе с брендами?

Конечно! Большие и люксовые бренды часто копируются. Мы хотим, чтобы результат нашей работы был примером. Капиталистический образ жизни подразумевает отсутствие равноправия и создание неуверенности. Покупка большинства вещей исходит от нашего эго. Но я питаю надежды на опыт, причастный к одежде. Мне не нужно покупать новую х*рню, чтобы получить его. Люди смотрят телевизор и видят, например, что нового надевают Кардашьяны. Неуверенность проявляется в том, что зрители, покупая увиденную вещь, хотят казаться такими же состоятельными и аналогично привлекать внимание.
Можешь рассказать о процессе работы The Bear Scouts?

Мы работаем с ритейлерам и брендами. Например, в первом случае магазины хотят создать эксклюзивные "сознательные" коллекции с представленными у них марками. При таком сотрудничестве я чаще всего стараюсь привлечь молодых дизайнеров. Если у магазина есть своя линейка, то мы также помогаем с концепцией. The Bear Scouts работает с одеждой, мебелью, салонами авто и всевозможными аксессуарами. Среди наших клиентов были Browns и LN-CC.

Брендам мы помогаем привнести инновации в процесс производства, сохраняя эстетику — все это устойчивым путем. Люксовые компании не хотят терять клиентов из-за ухудшения качества продукции. Мы стараемся им предоставить достойные альтернативы. Мы недавно стали работать с Мигелем (американский певец и продюсер — прим.ред.). Он показывает идеи дизайна, а мы отвечаем за ответственную реализацию. Во всех аспектах бы стараемся быть настолько "цикличными", насколько это возможно (материалы создаются на основе переработанного сырья, используя возобновляемую энергию; жизнь старой вещи увеличивается за счет перепродажи и сдачи в аренду до того как будет отправлена на переработку — прим. ред.). Прозрачность и отслеживаемость всех этапов — также обязательные критерии работы.
Martine Rose x LN-CC by The Bear Scouts
Мы недавно подготовили материал на тему продвижения идеи антипотребления с помощью потребления. Например, такие бренды, как Noah и Vivienne Westwood говорят, что надо покупать меньше, но более сознательно. Что ты думаешь на этот счет?

Не всегда действия этих брендов соответствуют словам. Ты человек, который выступает против изнасилования. Но потом узнаешь, что твой друг изнасиловал кого-то и скрываешь это. Я вижу это так. Если ты не производишь цикличный продукт, лучше вообще ничего не говорить в этом направлении. То есть бренд говорит: "Делайте правильно!" Потом он просто в кучу уже существующей одежды добавляет еще стопку. Если ты продаешь одежду из отходов производства или задействуешь "дедсток" материалы, я могу только похлопать. Я не думаю, что миру нужен очередной чирлидер, кричащий о вещах, которые сам не делает. Слишком поздно прибегать к этим маленьким шагам, создавая дополнительные преграды. Нам нужно основательно пересмотреть все существующие бизнес модели.

Ты всегда восхищался Patagonia. Бренд был номером один в твоем списке примеров по ведению крупного бизнеса. Изменилось ли что-то?

Сейчас я больше люблю бренды, которым мы помогали. Ahluwalia — один из них. Основой дизайна создательницы является апсайклинг, ее бизнес все еще маленький и она старается работать с локальными ресурсами. При этом она очень честная, открытая и учтивая.
Made on
Tilda